Почему это, когда говорят «дикий кабан», не страшно, а скажут «вепрь», так уж и мурашки забегают по спине и волосы на голове начинают шевелиться?
Оно, может, само слово «вепрь» страшное - клыкастое, угрожающее, хрюкающее. Вепрь!
На Полтавщине, неподалеку от славного города Гадяча, есть село Веприк. Хотя это и не взрослый «Вепрь», а только маленький, только еще «Веприк», но думается, что колхозникам там, должно быть, все время страшно: что, если малый Веприк вырастет и станет большим Вепрем? Что тогда?
Самый страшный дикий кабан - это бобыль, одинокий кабан, убежденный кнур-индивидуалист, который пристает к табуну, когда свиньи свадьбы справляют. Он тогда своими страшными клыками разгоняет кнуров-парней, а сам усядется затем и хрюкает, чавкает, как когда-то пан помещик на свадьбе у своих крепостных, и ему, как тому пану, принадлежит право «первой ночи».
Дикий кнур-бобыль, которого называют за его огромные страшные клыки секачом, выкармливается так, что становится настоящим страшилищем, сильным и лютым. Собак он своими клыками одним ударом сечет на бефстроганов, а охотник, как только увидит секача, сразу же берет на мушку... дуб или грушу и сидит там тихо, как горлица... И только после уже рассказывает:
- Секача вчера стрелял! Иду, знаете, в камышах, вдруг слышу, что-то сопит! Смотрю, а оно как гора! Я сначала подумал, что это паровоз обтекаемой формы сошел с рельсов и катит по болоту... Приглядываюсь- секач! Я, конечно, не растерялся - в левом стволе у меня жакан, я его в лоб как трахну! Пуля - «дзынь!». Отскочила и около меня - шлеп! Даже сплющилась. Он только головой встряхнул и на меня. Я не растерялся... А когда же я вообще терялся? Да... Так вот я сразу же, значит, схватил финку и к нему! Замахнулся, а он мне и говорит: «Слезай, дядя, с дуба. Зачем ты туда залез?» Да... Я, конечно...
- Постой, постой! Что ты мелешь? Кто говорит? С какого дуба?
- Не перебивай! Я к нему с финкой, ударил его под левую лопатку, как раз против сердца. «Ага,- кричу, - попался! Попался, вепп-ппрррь! Не из таких я, - кричу, - чтоб секача испугаться». Да на него верхом! Сел верхом и держусь за ветку! А он опять ко мне: «Да слезай, - говорит, - дядя, кабан к Филипповой балке побег!» А я ему: «Слезать, говоришь? Нет, не слезу, - кричу, - пока не прикончу тебя!»
Тут уже подходит хозяйка дома.
«Может, - говорит, - вы, Стратон Стратилатович, приляжете да поспите?» «Не слезу!» - кричит Стратон Стратилатович.
Потом уж берут Стратона Стратилатовича под мышки и укладывают на диван,
А он еще и на диване добивает секача.
«Не слезу, - говорит, - пока не прикончу!»
Так до сих пор никто и не знает, удалось ли Стратону Стратилатовичу слезть с этого свирепого вепря-секача, или он до сих пор еще держится за ветку...
Секач - страшный зверь, так что и после четвертой стопки не очень-то слезешь... Но почему мы все время говорим о вепре-бобыле, о секаче?
Да потому, что мы, охотники, люди храбрые, а уж если идем на дикого кабана, то на такого, чтобы после можно было кое-чем и похвастаться и кое-что показать...
Представьте себе на стене вашего кабинета голову секача со страшными зубищами-клыками.
Слава не только вам, но и всему вашему роду-племени.
Ясное дело, охотясь на секача, можно попутно десяток других кабанов или свиней убить, которые помельче... Но главная ваша цель - секач! Поросят не трогайте.
Убить поросенка - это все равно, что убить на озере утенка, у которого еще и зубы не прорезались.
Стыд и срам для настоящего охотника.
* * *
Секач, несмотря на свой вес и короткие ноги, очень быстро бегает.
Один охотник, к тому же довольно опытный, рассказывал мне, как секачи бегают.
Кузьмой Демьяновичем зовут моего приятеля, вот он-то и рассказывал:
- Охотились мы с компанией в Бабьей балке. А Бабья балка с одной стороны подходит к глубокому-глубокому оврагу. Вдоль балки - лес. За оврагом начинается болото, поросшее камышом, дальше речка. Охотились мы на зайцев, лисичек, одним словом, на все, что попадется под руку. Был с нами и местный дедок-охотник. Прошли мы балку, приблизились к оврагу, сели на пригорок, закурили, отдыхаем. Краса какая, куда ни посмотришь! Камыши, между ними кое-где озера, а за камышами серебристо-голубая лента реки... По ту сторону речки лесок... Около лесочка - хуторок из трех хат... На взгорье возле хутора овечки пасутся. Слышно, как на хуторе и девчата «Черноморца» выводят:
Bивiв мене, босую,
Та й питае:
Чи е мороз, дівчино,
Чи нема-а-а-е-е-е?
Смотрел бы вот так и не насмотрелся... Слушал бы и не наслушался...
Так вот, сидели, слушали, природой любовались. Как вдруг местный дедок говорит:
- А в этом болоте табун диких свиней есть! И секач тут огромный-преогромный бродит.
- Мы все, - говорит Кузьма Демьянович, - аж подпрыгнули.
- Где?
- Да вот здесь, в болоте!
- Неужто? - мы к нему. - А видел ли его кто-нибудь в этом болоте?
- Почему бы и не видать? Видали! А сколько он у нас овощей на огородах да свеклы уничтожил! Да я и сам секача видел. Пудов пятнадцать будет, если не больше. Стра-ашный зверь!
- Вы же понимаете, - продолжал Кузьма Демьянович, - что мы сразу же решили пройтись по болоту, авось удастся набрести на свиней. Было нас шестеро. Решили так: я, как самый старший,- мне уже тогда на пятьдесят шестой повернуло, - должен пройти от оврага в глубь камышей и ждать, а остальные должны зайти с противоположной сто-
роны и направляться ко мне метров на тридцать один от другого.
Загонщиков у нас не было, мы сами, видите ли, и загонщики и стрелки. Дедок не пожелал с нами идти.
- Боюсь, - говорит...
Пошли мы в камыш, а дедок спустился в балку.
- Может, - говорит, - где-нибудь зайчишку всполошу.
- Вошел я в камыш, - продолжал Кузьма Демьянович, - прошел немного, остановился, осматриваюсь. В самом деле, как будто какие-то тропинки сюда и туда в камышах ведут, «Не наврал, как видно, дедок»,- думаю. Прошел еще немного дальше в камыш, выбрал для себя что-то вроде небольшой полянки, остановился, прислушиваюсь... Ничего не слышно... Только камыш шелестит, да иногда где-нибудь в стороне зашуршит болотная крыса. И опять тихо. Долго я стоял, уже пора и товарищам подойти, а их нет как нет... Я, сказать по правде, вздремнул. Стою, значит, дремлю. Вдруг оно как зашумит в камыше, как захрюкает, я так и подпрыгнул. Подпрыгнул и верчусь на месте, как юла, не знаю, в какую сторону удирать. А оно опять как хрюкнет! Я как махнул из камыша, так мигом подле оврага очутился... Услыхал только, как от меня что-то шмыгнуло и бросилось к речке. Куда там! Я даже не успел подумать, что оно такое? Выскочил из камыша и помчался к оврагу. А из оврага, как борзая, помчался к лесу и - на грушу! Сел, взвел курки, жду. Долго сидел, нет ничего. Наконец слышу - зовут:
- Кузьма Демьянович! Кузьма Демьянович! А-гей! Где вы? А-гей-гей!
- Я тут! - кричу. - На секача засел! На груу-уше!
- Слеза-а-а-айте!
- Не слезу! - кричу.
И в самом деле, я-то не прочь слезть, да не могу. Груша высокая, старая груша, можно сказать, и до половины ни сучьев, ни ветвей - гладкий ствол! Как я на нее влез, хоть убейте, сам не пойму...
Подошли товарищи. Спустили меня с груши.
- Видели что-нибудь? - спрашиваю.
- Ничегошеньки не видели, - говорят.
- Да как же так, - говорю. - Как же не видели, если оно хрюкало, да и не раз... И шмыгнуло мимо меня! Я от него, а оно от меня. А что хрюкнуло, пускай меня бог убьет, - говорю, - если своими ушами не слышал...
- Так это вы, значит, - спрашивает Иван Петрович, - на овраг подались?
- Я, - говорю, - конечно же, я! Потому что оно как хрюкнет, я и подумал, что секач из камыша.
- Да это я сморкался, - говорит Иван Петрович. - Только я сморкнулся, как вдруг мимо меня
что-то как сиганет! Я подумал, что секач, и сам от него опрометью к речке... Подошел к нам дедок. Мы и спрашиваем его:
- Где же ваши свиньи?
- А разве нет?
- И следу нет!
- Выходит, нырнули!
- Куда нырнули?
- Выходит, что под воду. Куда ж еще?
- Но разве дикие свиньи ныряют?
- Не знаю где как, а у нас ныряют, - говорит дедок.
- А что вы думаете, - размышляет при этом Кузьма Демьянович. - Могло быть. Есть же морские свинки, могло быть, что и речные появились.
Так вот что случилось с нами во время охоты на кабанов. Я и до сих пор никак не пойму, как из оврага выскочил и как на грушу взобрался. Пятьдесят же шестой год пошел!
Выходит, что и такая охотничья прыть бывает! Вот как секачи борзо бегают. - Проворный зверь, - добавил Кузьма Демьянович.
* * *
Охотятся на дикого кабана с гончими или специально обученными для этого псами, но чаще всего охотятся с загонщиками.
Когда на вас выскочит вепрь и вы не успеете удрать, вам уж тогда, ясное дело, приходится стрелять.
Стрелять надо обязательно пулей, целиться в голову или в сердце, бить надо наповал, потому что раненый кабан - зверь невероятно лютый: он бросается на охотника с разгона, вонзает свои страшные клыки прямо в живот и с криком: «Ага, попался!» - рассекает охотника по брюшной белой линии от пупа вверх до самой груди.
Если же кабан сам смертельно ранен, он ложится тут же, рядом с охотником. И оба они потихоньку отдают богу душу,
Потом уже сходятся охотники, мастерят носилки и несут своего погибшего товарища и дикого кабана к машине или к железнодорожной станции.
Те, кто несет погибшего товарища, очень грустны, потому что им жалко храброго охотника, павшего жертвой своей благородней спортивной страсти.
А те, кто несет убитого кабана, очень веселы, так как подобный охотничий трофей случается не очень часто.
Когда вы идете по болоту, где обязательно есть целый табун диких свиней и где бродит огромнейший секач, весом не менее пятидесяти пудов, очень полезно произносить такую как бы молитву, испокон веков весьма помогавшую во время охоты нашим предкам-охотникам (между прочим, молитва эта полезна не только во время охоты на кабанов, но и вообще во время охоты на любого зверя). Вот эта молитва:
Ви 3орі-3ірниці,
Ніч темна темниця,
Замикаеш ти церкви і хати
Ще й царські палати.
Замкни звірю вуха й очі,
Щоб я підійшов і не промахнувся...
Когда вы такую молитву прочтете с верой, то, безусловно, можете подойти к кабану, несмотря на то, что он зверь очень осторожный и слух у него, как у самого талантливого дирижера симфонического оркестра.
С вышеприведенной молитвой можно и нужно охотиться на дикого кабана самому, пробираясь запутанными тропинками и перепрыгивая с кочки на кочку в поросшем камышом болоте.
А вообще еще раз говорим, что охотятся на кабана с загонщиками.
Случается, и очень часто случается, когда кабан, услышав или догадавшись, что впереди стоят на номерах охотники с жакановскими пулями в ружьях, и будучи не совсем уверенным, что все они прыгнут на груши, поворачивается и идет на загонщиков.
Кабан зверь хитрый: он знает, что у загонщиков, кроме криков и отчаянного шума, в руках нет ничего.
Такие случаи заканчиваются более или менее благополучно, заканчиваются они испугом, потому что кабан порет человека, когда сам ранен, а так он подбежит, хрюкнет, напугает и, посмеиваясь, побежит дальше.
Было такое и с нами во время охоты на кабанов, было! Врать не стану - было!
Подняли загонщики в камышах на болоте несколько диких свиней и кабанов.
Те пошли на охотников.
Послышалось: «там-бах, там-бах!»
Наткнулся на них один, ничего себе, пудов на десять, вепрь.
Стреляли по нему или не стреляли, я уже не скажу, потому что кое-кто из охотников, чтобы виднее было, сидел на груше. Но только кабан повернулся и помчался на загонщиков.
Во весь опор подскочил к одному пареньку-загонщику, тот и «караул, спасайте, кто в бога верует» не успел прокричать, как он ткнул его рылом в пуп, перевернул, перепрыгнул через него, хрюкнул, загоготал и помчался дальше.
Подбежали мы все к тому пареньку: стоит бледный-бледный, губы побелели и дрожат, и ничего вымолвить больше не может, только:
- Хрюкнуло и побежало! Хрюкнуло и побежало! Наконец немного пришел в себя. Мы к нему.
- Ну что, сильно испугался?
- Испугался, только не совсем, не до конца испугался! Можно было бы и сильнее испугаться, - проговорил он и побежал в кусты.
Так что, как видите, и загонщики должны быть бдительными.
* * *
Убили вы дикого кабана.
И вот наступает самый тяжелый момент охоты на диких свиней.
Это - когда уже соберутся на дикого кабана к вам приятели и вам нужно убедить их, что убит именно не простой, а дикий кабан.
Вы им рассказываете о своей охоте все до мельчайшей подробности: и как собирались на охоту, и как ехали, и как доехали, как шли по лесу или по болоту, где останавливались, сколько было гонщиков, как вепрь выскочил, как вы не растерялись, -как бахнули, как он ткнулся рылом в землю, а после опять поднялся и побежал, а вы его вторично...
Рассказывая, вы и свидетелей называете и расплюснутую пулю калибра вашего ружья показываете...
Ну все, буквально все доказательства того, что вы собственноручно убили дикого кабана.
Но вы видите, что ничего не помогает: все едят и хвалят кабана, а не вас!
И вы прекрасно знаете, что, возвращаясь домой, они, пошатываясь, будут хохотать:
- Дикий кабан! Нашел дураков! А кстати, почем нынче свинина? Вот какие люди!
Неблагодарные люди!
Съели целого кабана, выпили все, до такой степени все выпили, что утром хозяйка истерически визжит:
- Ну, какая это дендя (хозяйка немного знает по-английски) пол-литра керосина выпила? Ну и гости! Чтоб ты больше диких кабанов не стрелял!
А они, приятели, идут сытые и пьяные домой да еще и насмехаются. Нехорошо!